Джоан Конман
КРУГЛЫЙ ЗОДИАК ХРАМА ХАТХОР В ДЕНДЕРЕ

Перевод с английского Виктора Фроста
Статья написана в 2002 году

Храм Хатхор [Хатхор - Богиня Древнего Египта с титулом Небесной Царицы или Госпожи Небес - примечание переводчика.] в Дендере относится примерно к 1 веку до н. э., времени, когда жил Птолемей. В храме находятся два хорошо известных, но слегка различных между собой изображения небес: круглый потолочный зодиак, а также квадратный зодиак во внешнем гипостильном зале. На круглом потолочном зодиаке небо изображено таким, каким оно представлялось в греческой и египетской культурах. На нём изображены легко узнаваемые нами созвездия, имеющие связь с астрологическими знаками эпохи эллинизма, а также с другими символами. Они вырезаны на диске, который держат богини четырёх сторон света и восемь богов с головами сокола. В иллюстрации к данной статье показаны лишь те фигуры, которые расположены внутри круга. По краю круга находится вереница из 36 фигур, представляющая духов звёзд 36 деканов, каждый из которых отвечает за 10-дневную неделю египтян. Египтяне пользовались 36 самыми яркими звёздами, восходящими перед восходом Солнца, которые знаменовали начало определённой недели. Каждая следующая звезда восходила приблизительно через 10 дней. Внешний круг деканов предназначался для демонстрации соответствий между звёздными деканами и эллинистическим астрологическим зодиаком. Некоторые фигуры на потолке, такие как гиппопотам и передняя нога в центре – египетского происхождения. Они упоминаются в древнейших астрологических источниках, которыми мы располагаем (ок. 2000 лет до создания этого зодиака). На этом потолке также изображены божества египетского происхождения, связанные с определёнными звёздами или временнЫми периодами. Некоторые фигуры до сих пор не определены.

M. Georges Daressy в своей работе «L'Egypte Céleste» высказал мысль о том, что существуют параллели между созвездиями и небесными фигурами в Дендере с одной стороны, и египетскими городами или номами с другой стороны. Daressy обнаружил, что эмблемы различных номов, также как и фигуры, представляющие богов, которым поклонялись в этих номах, присутствовали на Дендерском Зодиаке. Он полагал, что соответствие между номами и Зодиаком свидетельствует о том факте, что египтяне видели определённую небесно-земную аналогию между созвездиями и городами Египта. (1)

Астрономические созвездия и астрологические знаки – не одно и тоже. Созвездия – это группы звёзд, которые, как кажутся наблюдателю, находятся недалеко друг от друга и связаны между собой воображаемыми линиями, формирующие при этом некие очертания, напоминающие животных или какие-то другие фигуры (способности к воображению зависели от конкретного человека). E. W. Maunder предположил, что знакомые нам созвездия первоначально не ассоциировались с какими-то фигурами или изображениями на небосводе. Некоторые группы звёзд могли служить системой астрономических координат. Michael Ovenden считает, что созвездия стали использоваться в качестве системы координат между 2900-2800 годами до н. э. людьми, жившими приблизительно около 36° северной широты. (2) Известные нам созвездия были описаны в поэме Явления (Phaenomena), написанной Аратом (Aratus), который жил в Киликии (территория современной Турции) приблизительно в 315-240 годах до н. э. Сведения Арата о звёздах не противоречат тем позициям, которые они занимали приблизительно в 2200 году до н. э., так как Арат, по-видимому, имел доступ к каким-то древним источникам. Дополнительное подтверждение этому находится в той части его поэмы, где он описывает историю поклонения звезде Спике на протяжении веков. (3) Стоит отметить, что Арат не упоминает Канопус, вторую самую яркую звезду на ночном небе. Канопус не была видна во II тысячелетии до н. э. на широтах севернее 34°. (4) Интересно отметить, что она была видна в те времена, когда жил сам Арат. Этот факт поддерживает идею Ovenden'а о том, что Арат работал с материалом, записанным тысячелетиями ранее до его рождения.

Астрологические знаки – это математические конструкции, используемые как мера времени. Эллинистические, а также современные астрологические знаки – это двенадцать 30-ти градусных делений окружности, состоящей из 360°, растянутых по времени на год, состоящий из 365.25 дней. Названия 12 астрологических знаков эллинистического зодиака были заимствованы от 12 астрономических созвездий, располагавшихся на эклиптике 2000 лет тому назад. С тех пор эклиптика немного сместилась и сегодня проходит через 13 (а не 12) созвездий. Однако, ввиду того, что астрологические знаки – мера времени, этот факт не имеет никакого значения для астрологического зодиака. Самое раннее засвидетельствованное упоминание эллинистических астрологических знаков относится приблизительно к 3-му столетию до н. э. (5) Астрологический зодиак чрезвычайно схож с древним египетским зодиаком деканов, в котором использовалась схема из тридцати шести 10-ти градусных делений, которые служили в качестве мерила года. Египетские деканы – древнейший известный нам астрологический зодиак. Самый ранний перечень деканов датируется около 2000 годом до н. э. Нет никаких свидетельств, что египетский зодиак деканов использовался для предсказаний или генитурной астрологии. Однако Каирский Календарь является свидетельством того, что определённые дни считались удачными или неудачными из-за влияния звёзд.

Духи деканов были очень важны в египетской астролатрии. Самое раннее упоминание о некоторых из них датируется Текстами пирамид Старого царства (ок. 2450 года до н. э.). Роль духов деканов в этих текстах о загробной жизни заключается, по-видимому, в том, чтобы в качестве проводников и спутников помогать умершему путешествовать по небу. (6) Среди захоронений Нового царства фараоны изображены поклоняющимися деканам. Египтяне верили, что одни звезды – опасны и враждебны, в то время как другие – защищали и благословляли людей. Изображения деканов вырезались на защитных амулетах. В Дендере деканы изображены как «могущественные, великие, великие боги, защищающие богов (звёзды), а также сопровождающие по небу Софис (Сириус). Живые звёзды, проживающие на востоке небес, защищают дендерские божества. Они – посланники её Величества (Хатхор), уничтожающие всех тех, кто ей противится. Они покровительствуют Дендере». (7)

Самый ранний перечень деканов, датируемый около 2000 года до н. э., был найден на 12 гробах в Асьюте. Подобные перечни деканов, требовавшие более сложного мастерства, были найдены среди захоронений времён Нового царства. Они приблизительно на 500-700 лет моложе захоронений в Асьюте. Существуют различия между найденными перечнями деканов. Otto Neugebauer и Richard A. Parker разделили все найденные перечни на две группы с несколькими подгруппами. Деканы на Дендерском круглом потолочном Зодиаке – из группы, которую Neugebauer и Parker назвали Танис. Самый ранний уцелевший экземпляр из этой группы датирован, вероятно, приблизительно эпохой 26-ой династии (664-525 годы до н. э.). (8) Большинство деканов в группе Танис, однако, принадлежат греко-римской эпохе (после 333 года до н. э.). Впервые в этой группе появляются три новые декана, в то время как четыре декана встречаются в более раннем периоде.

Астрономические созвездия, давшие свои названия эллинистическим астрологическим знакам зодиака, впервые появились в таком виде в Ассирии между II и I тысячелетиями до н. э. Созвездия Льва, Рака, Весов, Скорпиона и Близнецов упоминаются в вавилонских источниках уже в 1100 году до н. э., возможно даже раньше. В Ново-Ассирийский период астрологи наблюдали ингрессии Месяца и планет в созвездия, информируя царей о том, что они видели и что это значило бы для них. (9) Приблизительно в 700 году до н. э., во времена написания известного текста Энума Ану Энлил, вавилонские астрологи внимательно наблюдали за 16 созвездиями, общепризнанными сегодня. Греки перевели названия этих созвездий с вавилонского языка на греческий, не меняя при этом их значений, кроме Овна, Девы, Стрельца и Рыб. Современные созвездия были известны вавилонянам под следующими названиями:

  • Бык Небес = Телец
  • Великие Близнецы = Близнецы (звёзды Кастор и Поллукс назывались «Великими Близнецами»)
  • Лев = Лев (звезда Регул называлась «Царём»)
  • Борозда = Дева (звезда Спика называлась «Колосом Шалы»)
  • Весы = Весы
  • Скорпион = Скорпион
  • Пабилсаг (вавилонский бог) = Стрелец
  • Козо-рыба = Козерог
  • Великий = Водолей
  • Хвосты = Рыбы
  • Великая Ласточка = юго-зап. Рыба
  • Владычица Небес = северо-вост. Рыба
  • Наёмный работник = Овен
  • Змея = Гидра
  • Рыба = Южная Рыба
  • Дикая собака = Волк (включая дзэту Скорпиона)

Кроме того, большинство звёзд в созвездии Орла назывались «Орлом», а звёзды в созвездиях Чаши и Ворона назывались «Вороном». (10)

На Дендерском круглом потолочном Зодиаке большинство созвездий представлены, в основном, в месопотамском, а не в египетском стиле. Явно вавилонскими изображениями являются созвездия от Тельца до Рыб. Некоторые фигуры напоминают изображения, относящиеся к временам древнего Шумера. Их месопотамские аналоги встречаются на кудурру, больших отполированных межевых камнях, гравированных информацией об отводе или продаже земли. Фигура козо-рыбы, названная сухурмаршу («карп-коза») идентична козо-рыбе на Дендерском Зодиаке, представляющей Козерога. (11) Скорпион также представлен в том же стиле, что и на кудурру. Он – символ богини Ишары. Пабилсаг – древний бог, поклонение которому засвидетельствовано ещё в древние времена на территории месопотамского города Лараг. Он был сыном бога Энлиля и богини Нинисины и был связан с ещё более древним шумерским богом, Нинуртой. Пабилсаг изображён в виде крылатого кентавра о двух головах. На Дендерском Зодиаке ему соответствует Стрелец. (12)

На Дендерском Зодиаке изображения Весов и Водолея имеют определенно египетский подтекст. Изображение Гарпократа (Гор, как младенец) с Весами наверху, заключённое в круг, является египетским. Водолей носит белую корону Верхнего Египта и изображён выливающим воду из двух кувшинов. Звёзды Водолея – вечерние звёзды разлива, так как подъём воды в Ниле начинался в Верхнем Египте. Связывать эти звёзды с паводком, вероятно, начали впервые в Египте. Ни гелиакический, ни акронический восходы звёзд Водолея не могут никоим образом иметь отношение к подъёму воды на территории Месопотамии.

Нажмите, чтобы увеличить

Зодиак в Дендере

Внешний круг на потолке изображает процессию, состоящую из 36 фигур, являющихся духами деканов или же 10-дневными неделями египтян. На моей иллюстрации они все окрашены в бирюзовый цвет. Мы начнем с декана, расположенного в позиции 06:00 часов, и будем двигаться по часовой стрелке. Прямо под фигурой, называющейся Гор-на-пьедестале, в виде ястреба с двойной короной и взгромоздившегося на свитке папируса, расположены следующие деканы:

1. Варет – возможно означает «район под». Фигура мужчины с головой сокола.

2. Певей хэри – «край [или северный край?] верха?». Вероятно, имеется в виду летнее солнцестояние, отмечающее конец путешествия Солнца на север на протяжении полугода. Фигура мужчины с головой сокола.

3. Кнумет – возможно «обезьяна». Фигура с человеческой головой, носящая двойную корону.

4. Хэри-хэпед-Кнумет – «находящийся под бедром или ягодицами Кнумета». Фигура мужчины с головой сокола, носящего двойную корону.

5. Хэт-тчат – «передняя часть тчат». Мужская фигура с головой человека, носящая маленькую корону и длинное одеяние.

6. Тчат – значениеслова тчат точно неизвестно. Это может быть «к парому» или «пересечь паромом». Слово также может быть связано с журавлём, мигрирующей птицей. Фигура мужчины с головой сокола, носящего белую корону.

7. Певей-тчат – «конец или последняя часть тчат». Мужская фигура с головой человека, носящая корону атеф.

8. Тчемат – возможно «циновка». Фигура мужчины с головой сокола и солнечным диском с уреем, а также с рогами на голове под диском.

9. Вешати – «имеющий отношение к откармливанию» или «имеющий отношение к ночи». Фигура мужчины с головой сокола и солнечным диском с уреем на голове.

10. Бекати – «имеющий отношение к беременности» или «имеющий отношение к утру». Мужская фигура с головой человека, носящая двойную корону.

11. Ипсд – «засов (дверной) святилища». Фигура мужчины с головой сокола и солнечным диском с уреем на голове.

12. Сепшесен – значение этого имени точно неизвестно. Фигура в форме мумии с короной атеф без рогов, держащая крюк и плеть.

13. Тепи-a Хэнтет – «предшествующий Хэнтету». Хэнтет означает «путешествовать на юг или вверх по течению» или «южная путешественница». Фигура на постаменте с головой рогатого крокодила и солнечным диском.

14. Хери-йеб виа – «находящийся в середине барки». Фигура бабуина, сидящего в барке с короной и с нечто, напоминающим полумесяц над двумя рогами.

15. Сапти-хэнвей – «цветение лотоса двух Хэн [Рыб?]». Фигура мужчины с головой змеи.

16. Сешму – «проводник» или возможно «двойник» ввиду того, что этот декан восходит гелиакически (перед восходом), в то время как Сириус восходит акронически (после заката). Рогатая мужская фигура с головой человека, носящая корону атеф с уреем.

17.Савей Сешму – «два сына Сешму». Фигура мужчины с головой сокола.

18. Кенему – «скрытый в темноте». Фигура мужчина с головой в форме диска.

19. Тепи-а Смд – «предшествующий Семед». Фигура женщины с головой змеи.

20. Па себу вити – «одинокая звезда». Рогатая фигура небольшого барана с солнечным диском.

21. Семед – возможно «деление года». Этот декан отмечает зимнее солнцестояние как точку, лежащую на полпути Солнца в течение года. Семед был названием праздника полнолуния, отмечавшегося ежемесячно. Фигура рогатого мужчины с головой ибиса, носящего корону атеф с уреем.

22. Серет – «овца». Фигура гусыни. Прямо перед гусыней находятся 8 связанных пленников в круге. Восьмёрку часто связывают с деканом Серет, однако причина этого не ясна. Восьмёрку можно также соотнести с Исидой, богиней этого декана, так она связана с этим числом.

23. Савей Серет – «два сына овцы». Фигура рогатого барана с солнечным диском.

24. Тери-а Ахвей – «предшествующий двум духам Ах». Фигура мужчины с головой шакала.

25. Ахвей – «два духа Ах». Фигура мужчина с головой человека, держащего неопознанный предмет.

26. Тепи-а Бавей – «предшествующий двум духам Ба». Фигура с четырьмя головами баранов, поддерживающих солнечный диск на своих рогах.

27. Бавей – «два духа Ба». Сидящая фигура в форме мумии без головы, но с рогами.

28. Хэнту-херийев – «верхний Хэнту». Хэнту означает «путешествовать на юг или вверх по течению» или «южный путешественник». Фигура возможно мужчины с головой человека.

29. Хэнту-хэрийев – «нижний Хэнту». Фигура нагого юноши, сидящего на лотосе с одной рукой во рту, а другой, держащего плеть.

30. Кед – кед означает «крутиться, подобно колесу гончара». Neugebauer и Parker говорят, что это четыре урея, находящиеся на постаменте. Однако, как и на их иллюстрациях, так и на иллюстрациях Daressy эти фигуры напоминают мне четырёх змей с человеческими головами.

31. Савей Кед – «два сына Кед». Фигура бараньей головы с солнечным диском и дополнительными рогами на барке.

32. Хау – «тысячи» или «три тысячи». Фигура стоящей на коленях женщины с тремя змеями на человеческой голове.

33. Арет – «восходить» или возможно «челюсть». Связанная с уреем фигура свиньи.

34. Ремен хери – «верхнее предплечье». Фигура мужчины с головой человека.

35. Тчес арек – «узел». Фигура мужчины с головой человека.

36. Ремен хэри – «нижнее предплечье». Рогатая фигура на постаменте, вероятно, змеи с головой ибиса, носящая корону атеф с уреем.

На этом зодиакальном потолке планетам даны их поздние египетские имена. Как и деканы в поздние времена, это – ещё одно свидетельство того, что материал на Дендерском Зодиаке датируется греко-римской эпохой. В то время как названия Меркурия и Сатурна фактически не изменились со времён их самого раннего упоминания египтянами, планеты Юпитер, Марс и Венера были известны в древности под другими именами. В эпоху Нового царства Марс назывался «Гор горизонта»; Юпитер – «Рассеиватель света», «Звезда Юга» и «Гор, ограничивающий две страны (Египет)»; Венеру называли «Пересекающий» (в смысле мигрирующей птицы). (13) На круглом зодиаке все планеты находятся в местах их экзальтаций или гипсом. На квадратном зодиаке, находящимся во внешнем гипостильном зале, планеты расположены в своих домах или знаках, которыми они управляют. На круглом зодиаке все планеты изображены держащими скипетры власти. На квадратном зодиаке планеты не всегда держат эти скипетры.

На данной иллюстрации фигуры имеют следующие цвета:

  • красный – вавилонское созвездие (или соответствующий ему астрологический знак зодиака);
  • магента – египетское созвездие;
  • зеленый – планета;
  • желтый – звезда;
  • синий - египетское божество;
  • лиловый – моя маркировка;
  • золотисто-коричневый – неясно.

Начиная с первого декана, первая фигура в позиции 06:00 часов является богом Гором в форме ястреба с двойной короной, известного как Гор-на-пьедестале. Он находится прямо под Близнецами.

Двигаясь по часовой стрелке, следующей фигурой позади Гора является лежащая на барке корова со звездой между рогами. Эта фигура представляет звезду Сириус.

Прямо над ней, расположенная между Близнецами и Крабом, находится планета Юпитер, изображённая в виде бога с головой сокола, держащего скипетр власти. Его имя – Гор-уп-Шета, что означает «Гор-открывающий-тайну».

Позади Сириуса в форме коровы следует фигура молодой женщины с луком и стрелой. Это – богиня Сатет (или Сатис согласно грекам), дочь богини Анакет и Хнума, бога с бараньей головой с Элефантины, создателя человеческих тел на гончарном колесе. Сатет является также супругой своего отца. Она и её храм в Верхнем Египте имеют отношение к звезде Сириус. (14) Сатет прямо связана как с ежегодным разливом Нила, так и с южной границей Египта. В египетском языке её имя ассоциируется с разливом воды или ростом растений. Она носит белую корону Верхнего Египта, украшенную двумя рогами газели, которые связывают её с Суданом. Греки соотносили её с Герой. (15)

Позади Сатет находится её мать – женщина, сидящая на стуле и держащая два кувшина с водой. Это Анукет (или Анукис согласно грекам), ещё одна богиня, связанная с разливом Нила. Её святыня располагалась в Сехейле на самой южной окраине Египта. Она – одна из трёх супруг бога Хнума. Анукет носит головной убор из перьев красных попугаев, обитающих в Судане, что связывает её с землями, расположенными на юг от Египта. Греки связывали её с Гестией, богиней домашнего очага. (16)

Эти две богини вместе с Хнумом составляли Великую триаду Элефантины. Их считали защитницами Нила, ответственными за распределение воды во время ежегодного разлива. Их расположение на зодиакальном круге совпадает со звёздными деканами, восходящими гелиакически (перед восходом) во время разлива Нила.

Прямо над этими двумя богинями находится стоящий на змее Лев. Непосредственно за Львом расположена женщина, держащая его за хвост, которую сопровождает маленький сокол и небольшая сидящая фигура. Женщина, держащая львиный хвост, возможно, вавилонского происхождения. (см. фигуру ниже, держащую свинью в круге). Популярная вавилонская поговорка гласила, что «тот, кто схватит хвост льва, утонет в реке, а тот, кто схватит хвост лисы, спасётся». (17) Когда звёзды Льва восходили гелиакически (перед восходом), египетская земля затоплялась Нилом. Так как именно эти две богини, т.е. Анукет и Сатет имели отношение к разливу, они расположены подо львом. Фигура, держащая хвост льва – богиня Мут или, возможно, такая астрономическая фигура как Волосы Вероники. Так как деканы, расположенные под нею, связаны с Амоном, она могла представлять Мут, его супругу. Сокол позади неё не идентифицирован, хотя, если женщина представляет Волосы Вероники, то птица могла бы быть созвездием Ворона. Змея, на которой стоит Лев, возможно, – созвездие Гидры. Маленькая сидящая фигура надо Львом, возможно, представляет звезду Регул.

Ниже женщины, держащей хвост Льва, находится фигура сидящей женщины с младенцем на руке. Daressy связывает её с Асьют. Brugsch предположил, что это – богиня Исида с младенцем Гором.

Следующая фигура – мужчина с головой быка, держащий мотыгу. Считается, что эта фигура – звезда Арктур.

Расположенная над и между Арктуром и сидящей женщиной с младенцем – Дева, держащая колос.

Над Девой (и немного впереди неё) – планета Меркурий, изображённая в виде бога с головой человека, держащего скипетр власти, со звездой на голове. Его зовут Себег, имя, которое до сих пор не переведено.

Позади Девы, над Арктуром, касаясь Весов – планета Сатурн, изображённая в виде бога с головой человека, держащего скипетр власти. Его имя – Гор-ка, что означает «Гор-бык».

В круге над Весами изображён младенец Гор. Маленькая фигура шакала, стоящая на вершине круга, не определена. Она, возможно, служит каламбуром слова «звезда». А может и относиться к небесным вратам, находящимся около Весов, отмечая место, где находится шакал или бог-волк Вепвавет («Открывающий путь»).

Прямо над Гарпократом находится сидящая фигурка, которая может представлять звезду Спику.

Под Весами – большая фигура льва с находящимися в водоёме передними лапами. Расположение фигуры предполагает, что это могло быть созвездие Центавра. Daressy связывает этого льва с богом Амоном, цитируя папирус Харриса, в котором говорится о том, как Рамзес приносил жертвы в «la demeure d'Amon, le lion dans le bassin». (18) В этой части зодиака Амон с деканами никак не связан, но он связан с ними в других частях зодиака. Водоём и вода, показанные в этой части зодиака деканов намекают на то, что это – декан Сапти Хэнвей («цветение лотоса двух Хэн [Рыб?]»). Neugebauer и Parker (19) допускали, что эта фигура могла быть богом звёзд, управляющих определёнными часами. Однако на круглом зодиаке нигде больше не встречаются какие-либо божества-управители часов. Напротив, на квадратном зодиаке, божества часов присутствуют среди созвездий и звёзд, в то время как лев нигде вообще не встречается. Факт, что эта фигура присутствует лишь на одном зодиаке свидетельствует о том, что это – абстракция, а не какое-то астрономическое явление. Эта фигура пока остаётся неясной.

Фигура, следующая за львом – гиппопотам с головой человека, носящего корону Верхнего Египта. Daressy считал, что эта фигура представляет богиню Мешкенет, отвечающую за благополучное рождение детей, а также за судьбы младенцев, предназначенные им ещё до их рождений.

Непосредственно за ней находится Скорпион. Прямо над ним – фигура с головой сокола, сидящая на лодке. Над её головой – солнечный диск с уреем. Фигура держит скипетр власти. Я полагаю, что эта фигура представляет бога Нехебкау, являющегося владыкой деканов.

Позади Скорпиона находится фигура месопотамского бога Пабилсага, крылатого кентавра о двух головах с египетской короной атеф (без рогов), держащего лук и стрелу. Его передние копыта помещены в маленькую барку. Передняя голова – человеческая, а задняя – львиная. Эта фигура представляет знак Стрельца.

За Пабилсагом и над гусем находится мужчина, держащий булаву. Мужчина и гусь находятся в том месте на потолке, которое указывает на зимнее солнцестояние. Daressy рассматривал эту птицу как лебедя, предложив отождествить её с богиней Ледой, что связывало бы эти фигуры с созвездием Лебедя. Обе фигуры находятся в том же месте, что и звезда Денеб (альфа Лебедя), являющейся одной из важных звёзд на протяжении всей истории Египта.

За мужчиной и гусем следует козо-рыба Козерог.

Прямо над Козерогом – планета Марс, изображённая в виде бога с головой сокола, держащегоскипетр власти, со звездой на голове. Его имя – Гор-дешер, что означает «Гор-красный».

Позади Козерога и Марса находится мужчина с белой короной Верхнего Египта, который выливает воду из двух кувшинов. Это – Водолей.

Над Водолеем – фигура мужчины, собирающегося разрезать горло газели, а прямо под ним – человеческая фигура без головы на четвереньках. Существо без головы находится над Козерогом и Водолеем. Мужчина – бог Анти. Анти был обвинён в обезглавливании богини Хатхор в папирусе Жумилака. Так как, в наказание за это, с него живого сняли кожу, он стал ассоциироваться со снятой кожей илифетишем имьют, символом бога Анубиса. Тела египетских богов были золотыми, а их кости – серебряными. Не имея кожи, Анти был связан с серебром. (20) На данном потолке он помещён над деканом Серет, являющимся единственным деканом, чей металл – серебро. Прямо под ним – нечто, напоминающее животное без головы, но имеющее руки и ноги человека. Возможно, это – кожа Анти. Brugsch полагал, что египтяне называли знак Козерога «Кожей». (21)

Фигура позади Водолея – планета Венера, изображённая богом о двух головах, держащего скипетр власти. Передняя голова в форме сокола с белой короной Верхнего Египта, а задняя – в форме женщины с красной короной Нижнего Египта. Его имя Па-нетчер-Дуа, что означает «Утренняя звезда».

В круге позади Венеры находится фигура, держащая за хвост свинью. Daressy думал, что это – каламбур названия лазурита, полудрагоценного голубого камня, высоко ценившегося египтянами, а также Нила, называвшегося «голубым». Оба были посвящены богине Хатхор. Звезды деканов, расположенные под этой фигурой, восходят гелиакически (перед восходом) приблизительно в то время, когда вода Нила начинает подниматься во время ежегодного разлива. Эти звезды также восходят акронически (после заката) во время разлива, так что весьма возможно, что здесь наблюдается связь с Нилом.

Над фигурой находятся Рыбы в круге. Willy Hartner считал, что квадрат с водой между двумя рыбами представляет современное созвездие Пегаса.

В круге над верхней рыбой находится Глаз Утчат. В древнем Египте значение это Глаза было поливалентным. Одним из его значений было полнолуние. Éric Aubourg полагает, что Глаз на потолке символизирует затмение, происшедшее в июле или августе 51 года до н. э., во время строительства храма. (22) Он полагает, что месторасположения планет на потолке отмечают их позиции в году, когда был построен храм. Это предположение кажется маловероятным, так как все планеты расположены в местах их экзальтаций или гипсом, а места экзальтаций планет очень часто встречаются в древних источниках и, как я полагаю, являются египетского происхождения. Глаз, располагающийся между Рыбами и Овном, находится в том месте, где он может представлять пресловутую звезду-демон Алголь. Эта звезда, называемая ещё головой медузы Горгоны, была известна арабам как Rasal-Ghûl, т.е. голова демона или людоеда. Несмотря на жуткую репутацию Алголя в астрологии позднейших времён, символике головы Горгоны отводилась немаловажная роль в греко-римскую эпоху. Хотя Гомер и описал её внушающей страх и ужас, всё же в эллинистическом мире изображение головы Горгоны использовали для того, чтобы отводить зло. Она часто появляется на амулетах и монетах. Как голова Горгоны в греческой культуре, в египетской – аналогично использовался Глаз Гора. В таком случае, не сложно перенести греческое значение этой звезды в египетскую среду. Кроме того, я полагаю, что звезда Алголь первоначально была связана с деканом, где экзальтирует Солнце, так как между ней, Горгоной и Солнцем имеется определённая связь. (23)

Фигура, стоящая прямо за Рыбами, в месте, где соединяются их хвосты, изображает какого-то бога с хвостом льва. В Египте Солнце символизировалось львами задолго до правления династий. Эта фигура расположена под Овном, знаком зодиака, где Солнце имеет свою экзальтацию или гипсому. Так как все планеты на этом Зодиаке находятся в знаках своих экзальтаций, эта фигура, скорее всего, представляет Солнце в знаке экзальтации. За ней следует фигура бога с головой человека, также держащего скипетр власти. Фигура помещена немного впереди Тельца, знака экзальтации Месяца. Следует отметить, что на протяжении всей истории Египта, Месяц всегда представлялся богом и никогда – богиней. Эта фигура находится в пределах разумной близости от соответствующего Месяцу знака экзальтации. Кроме того, эти две фигуры являются единственными на потолке, за исключением планет, созвездия Ориона и фигуры, находящейся над Скорпионом (которую я идентифицирую как Нехебкау), которые держат скипетры власти, что указывает на их суверенитет.

Над этими двумя фигурами находится лежащий баран, являющийся знаком Овна.

Над Овном и Глазом, находятся две фигуры – сокол с двойной короной на голове и обезьяна, сидящая вплотную с газелью. Основываясь на своей теории о том, что фигуры соответствуют географическим местностям, Daressy связывает обезьяну с богом Тотом, который замещает оклеветанного бога Сета, являющегося богом нома, который поместил бы сюда Daressy. (24) Имея в виду их расположение на потолке, эти фигуры могли бы соответствовать весеннему равноденствию. Они расположены таким образом, чтобы линия, идущая с востока на запад, делила их пополам. Эти фигуры могут также представлять звёзды в созвездиях Персея и/или Возничего. Египетские тексты Нового царства (ок. 1200 лет до н. э.) упоминают созвездие Бабуина. (25) Помимо того, что Тот связан с бабуинами, он имеет также отношение к Глазу Гора, который он забрал у Сета, чтобы его излечить. Египетское созвездие Бабуина может быть созвездием Персея, исключая звезду Алголь. Эта обезьяна могла также символизировать яркую звезду Мирфак, в то время как газель могла быть созвездием Возничего или, возможно, Капеллой (альфой Возничего).

За Овном и этими двумя фигурами расположен Телец.

Мужская фигура над Тельцом, следующая за бабуином и газелью, держит нечто неопределённое. Считается, что эта фигура – тот же мужчина, который держит змею на квадратном зодиаке. Принимая во внимание его присутствие в обоих зодиаках, наличие змеи в его руках на квадратном зодиаке, а также тот факт, что он держит на круглом зодиаке что-то похожее на голову быка, можно сказать, что это – звезда Альдебаран.

За Тельцом – шагающий мужчина с белой короной Верхнего Египта, держащий скипетр власти. Это – созвездие Ориона.

За Орионом следует птица, которая может представлять созвездие Зайца. Если бы не её хвост, она напоминала бы птицу, используемую как иероглиф, означающий слово «вечность». Из этого следует, что она не может представлять созвездие или звезду. Пока этот символ неясен.

В самом центре круга находятся шакал на плуге и гиппопотам, держащий швартовый кол, а также передняя нога, на которой расположен, возможно, ягнёнок или лев. Считается, что гиппопотам представляет созвездие Дракона, а передняя нога – Большую Медведицу. Обе эти фигуры упоминаются в Текстах пирамид Старого царства (ок. 2450 года до н. э.), а также неизменно присутствуют в египетской астрологии на протяжении всей истории Египта. Значение фигуры, прислонившейся к передней ноге, остаётся пока неясным, так как она нигде ранее не встречается. Шакал или вавилонская лиса связана с Большой Медведицей, а может быть, с вавилонским Волком (альфа Треугольника), которого соотносили с Плугом, состоящим из звезд Треугольника и гаммы Андромеды. (26) Если шакал означал каламбур слова «звезда», то эта фигура могла означать «звезда плуга», опять же указывая на Большую Медведицу. Эта фигура могла также быть связана с Вепваветом, т.е. «Открывающим путь», отмечая тем самым, ещё одни небесные врата, которые традиционно находились на севере Египта. На квадратном зодиаке эта фигура помещена между Весами и Скорпионом, соответствуя тем самым маленькому шакалу, находящемуся на Весах над Гарпократом.



Публикация перевода статьи в любой форме возможна лишь с разрешения переводчика.


Сноски

1. Daressy, M. Georges, “L’Égypt Céleste,” Bulletin de l’Institut Français d’Archéologie Orientale, Cairo, Volume 12, 1915, 1-34

2. Ovenden, Michael W., “The Origin of the Constellations,” The Philosophical Journal, 1966, 1-18

3. Mair, A. W. and G. R. Mair, Callimachus: Hymns and Epigrams, Lycophron, Aratus (Loeb Classical Library, Harvard University Press, Cambridge, MA, 1955), 215 ff.

4. Thurston, Hugh, Early Astronomy (Springer-Verlag New York,Inc., 1994), 138

5. Pingree, David, “Mesopotamian Astronomy and Astral Omens in Other Civilizations,” Mesopotamien und Seine Nachbarn ed. Nissen, Hans-Jörg and 6. Johannes Renger (Dietrich Reimer Verlang, Berlin1978), 619

6. Faulkner, Raymond O., The Ancient Egyptian Pyramid Texts (Oxford University Press, NY, 1969), 147-8, 155, 220, 236, 301, 305

7. Kákosy, L., “Decans in Late Egyptian Religions” Oikumene, Vol. 3 1982, 179

8. Neugebauer, Otto and Richard A. Parker, Egyptian Astronomical Texts Vol. III (Brown University Press, Providence, RI, 1969), 140

9. Rochberg-Halton, F., “Elements of the Babylonian Contribution to Hellenistic Astrology,” Journal of the American Oriental Society Volume108, 1988, 52-7

10. Koch-Westenholz, Ulla, Mesopotamian Astrology: An Introduction to Babylonian and Assyrian Celestial Divination (CNI Publications, Copenhagen, 1995), 132-3

11. Black, Jeremy, and Anthony Green, Gods, Demons, and Symbols of Ancient Mesopotamia: An Illustrated Dictionary (Imprint Austin, University of Texas Press,1992), 93

12. Black, Jeremy, and Anthony Green, Gods, Demons, and Symbols of Ancient Mesopotamia: An Illustrated Dictionary (Imprint Austin, University of Texas Press,1992), 147

13. Neugebauer, Otto and Richard A. Parker, Egyptian Astronomical Texts Vol. III (Brown University Press, Providence, RI, 1969), 177-82

14. Wells, R. A., “Sothis and the Satet Temple on Elephantine: A Direct Communication” Studien zur Altägyptischen Kultur Volume 12, 1985, 255-302

15. Hart, George, A Dictionary of Egyptian Gods and Goddesses (Routledge & Keegan Paul Inc., 1986), 191

16. Hart, George, A Dictionary of Egyptian Gods and Goddesses (Routledge & Keegan Paul Inc., 1986), 26-7

17. Black, Jeremy, and Anthony Green, Gods, Demons, and Symbols of Ancient Mesopotamia: An Illustrated Dictionary (Imprint Austin, University of Texas Press,1992), 118

18. Daressy, M. Georges, “L’Égypt Céleste,” Bulletin de l’Institut Français d’Archéologie Orientale, Cairo, Volume 12, 1915, 17

19. Neugebauer, Otto and Richard A. Parker, Egyptian Astronomical Texts Vol. III (Brown University Press, Providence, RI, 1969), 202

20. Hart, George, A Dictionary of Egyptian Gods and Goddesses (Routledge & Keegan Paul Inc., 1986), 19-21

21. Brugsch, Heinrich, Mémoire sur des observations planétaires consignées dans quatre tablettes Égyptiennes en écriture démotique, (Berlin, 1856), 57

22. Éric Aubourg “La date de conception du zodiaque du temple d’Hathor à Dendera,” Bulletin de l’Institut Français d’Archéologie Orientale, Volume 95, 1995

23. Hopkins, Clark, “The Sunny Side of the Greek Gorgon,” Berytus Volume 14, 1965, 25-35

24. Daressy, M. Georges, “L’Égypt Céleste,” Bulletin de l’Institut Français d’Archéologie Orientale, Cairo, Volume 12, 1915, 20

25. Gardiner, A. H., Ancient Egyptian Onomastica (Oxford University Press, 1947), 4

26. Hunger, Hermann and David Pingree, MUL.APIN. An Astronomical Compendium in Cuneiform, Archiv fur Orientforschung Beiheft 24 (Ferdinand Berger and Söhne Gesellschaft, Austria, 1989), 137