Мэнли Пальмер Холл
АСТРОЛОГИЯ: КЛЮЧИ К ПОЗНАНИЮ

История астрологии

Астрология индийцев

Для религиозного индийца, а также для всех людей с высокой нравственностью знание астрологии неоценимо и просто необходимо. Его цели становятся выше и все его действия более упорядочены, когда он опирается на знание о том, что в будущем состоянии также действуют неизменные и благородные законы. Никогда нельзя пренебрежительно относиться к знанию будущего, и в свете этого знания меры, которые можно предпринять для улучшения настоящих условий, чрезвычайно полезны в нашей практической жизни..
Б. Сурьянаран Роу


Вполне уместно начать наш краткий обзор астрологии индийцев обращением-призывом Вараха Михиры: «И пусть Солнце, которое придает форму Луне, которое является душой мудрецов, которому поклоняются приносящие жертвоприношение, которое главенствует среди богов, планет и звезд, которое и разрушает, и создает, и охраняет все миры, к которому взывают в Ведах разными способами, — пусть это Солнце, состоящее из разноцветных лучей, из света трех миров, ответит нам».

Как оказывается, исследование Вед, пуран и других религиозно-исторических документов древних ариев полностью подтверждает заявление о неоспоримом старшинстве астрологии индийцев, выдвинутое В. Субрахманья Шастри. Господин Шастри решительно и безоговорочно утверждает, что «индийцы являются самой древней народностью из тех, которые до сих пор продолжают существовать в мире, а астрология считается их древнейшей наукой». Сэр Вильям Джонс, выдающийся ориенталист, защищает древность зодиака индийцев от преобладающего мнения западных ученых, состоящего в том, что он произошел значительно позже от учений других народностей. «Во первых, — заявляет Джоунс, — брамины всегда были слишком гордыми, чтобы заимствовать свою науку у греков, арабов, монголов и какой-либо другой народности “млеччхов”, как они называют тех, кто не разбирается в Ведах и не изучил язык богов». Такого же мнения придерживается и Вальтер Олд, который заявляет, что выводы так называемых авторитетов, умаляющих древность астрологии индийцев, неправомочны на том основании, что «ни один из них не знаком с предметом астрологии ни европейской, ни индийской».

Доктор В.Дж.Реле тоже убежден, что астрология индийцев имеет природное происхождение. «То, что возраст индийской астрологии столь же древен, как возраст Вед, — замечает он, — является фактом, который нетрудно доказать. Она составляет один из ангов Атхарваведы». Заметив, что «Джьотиша-шастра», работа, посвященная движению небесных тел и их значениям, упоминается в Атхарваведе, он делает вывод: «Отсюда видно, что происхождение современной астрологии можно отнести к Атхарваведа-джьотише, возможная дата написания которой, согласно Дикститу и другим, относится к временному интервалу между 1500 и 900 гг. до н.э.».

Поскольку имеется множество свидетельств, из которых выше приведены лишь несколько примеров, разумно предположить, что Индия не заимствовала астрологические доктрины ни у греков, ни у мусульман, а, вероятнее всего, обязана их созданием и искусным применяем в различных областях генеалогии своим собственным мудрецам, которые жили в доисторические времена. Действительно, многие литературные памятники язычников, подтверждают, что вся структура халдейских, египетских, греческих и римских учений в целом, особенно большинства оккультных наук, имела азиатское происхождение. Письменные сведения о египетском Озирисе, так же как и о греческом Орфее, гласят, что они были «темнокожими мужчинами» с Востока, которые принесли первые знания священных наук от народа или государства мудрецов, жившего почти каким-то мифическим образом на высокогорьях Северного Индостана. По сути же, было выдвинуто предположение, что современные индусы получили свои духовные знания от более древней расы архатов. У китайцев есть аналогичное письменное свидетельство, касающееся их источника метафизической культуры, которое содержится в священных книгах религиозной общины, говорящее о «Великих Учителях снежных гор Хаймавата», а также о «Великих Учителях Высшего Закона, которые жили в горных ущельях вдали от людей».

Нам следует признать, что астрология индусов основана на высочайших духовных ценностях. Наука браминов была создана рядом предшествующих патриархов, которые обладали всеми человеческими добродетелями и общались с Богами. Этих мудрецов называли Риши, что, согласно Коулбруку, означает «вдохновенный писатель», или святой, через которого божество открывает человечеству некоторые знания. Махариши были величайшими из святых, и их можно некоторым образом сравнить с такими пророками древних иудеев, как Ной, Авраам, Иаков и Моисей. «Астрологические работы были первоначально составлены великими Махариши Васишта, Парашара, Вьяша, Джаймини. Это были люди, обладавшие сверхвидением». Парашара, чьи работы по астрологии ценились особенно высоко, был отцом Вьяшы, который составил Веды и пураны и имя которого прославляется практически выше всех прочих смертных в Индостане.

Есть старая индусская легенда, которая проливает свет на малоизвестный аспект астрологической философии. Суть этой истории заключается в следующем: Вишну, второе лицо в индусской триаде, безмятежно покоясь на своем небесном троне, задумал просмотреть свою натальную карту и обнаружил в ней, что следующие девятнадцать лет его жизни будут проходить под пагубным влиянием Сатурна. Итак, желая избежать этого и победить Сатурн, Вишну превратил себя в слона и провел девятнадцать лет в густом лесу, жуя траву и овощи, чтобы Сатурн не причинил ему непоправимого вреда, если он останется в своем божественном обличье. По прошествии девятнадцати лет Вишну вновь принял свой реальный образ и воссел на трон. И вот однажды, сидя на троне, Вишну увидел проходившего мимо Сатурна и окликнул его, вопрошая: «Как это случилось, Сатурн, что ты не причинил мне никакого вреда за эти девятнадцать лет, в которые ты имел надо мной власть?» «Ну сэр, — ответил Сатурн, — что же мы, бедные подданные, можем сделать такой высокопоставленной особе, как Вы, кроме того, чтобы Вы девятнадцать лет не вкушали ничего, кроме травы, и вели самую жалкую жизнь, донимаемые мухами и москитами?»

В этом месте неплохо бы привести пример индийской астролатрии. Как Макс Мюллер, так и сэр Вильям Джонс отмечали, что слово «риши» происходит от корня, означающего «сиять». И слово «Risksha» в наше время переводится как «сияющий», но также обозначает, что удивительно, созвездие Медведицы. Поскольку «маха» означает «большая», «махариши» можно перевести как «ярко сияющий» или «большое сияние»; Махариши — Большое созвездие, или Большая Медведица. Это, вероятно, объясняет существующее верование, что семь Риши нашли свое пристанище на семи звездах созвездия Большой Медведицы (или Урза), которые в индусской астрономии носят их имена. В древности навигаторы пролагали курс по Полярной звезде, которую находили по Ковшу Большой Медведицы. Таким образом, Риши указывают путь, а Медведица охраняет полюс. Северные Риши обитают в Полярной Шамбале — городе Богов. В индусской астрологии «семь солнц Дракона Мудрости» управляют судьбой мира.

Бреннанд обращает внимание и на другую интересную особенность астрологии индусов. Помимо солнечного зодиака, в ней имеется разделение эклиптики на двадцать восемь частей, которые соответствуют аналогичному числу созвездий, границы которых определяются по дневному движению Луны и называются лунными домами. «Оказывается, — пишет этот автор, — солнечный зодиак составлял основу западной астрономии Египта и Греции и в соответствии с ее символами формировались их мифологические системы; но в странах Востока (особенно в Индии) в ранние времена, несмотря на то что сохранялся и солнечный зодиак, предпочтение отдавалось лунным домам, на основе которых строились лунные и лунно-солнечные годы». Соответственно этому символизму, в котором Солнце и Луна соперничают друг с другом, производилось разделение человеческого общества. Две древние расы индийских правителей, потомки Ману, увековечили астрономический раскол, получив название «детей Солнца и детей Луны». Это были сурьи и чандравансы, принадлежавшие соответственно к солнечной и лунной династиям. И так как западные ученые остаются в неведении относительно менее очевидных аспектов этих загадок, то едва ли они могут надеяться на правильное понимание науки или метафизики Азии.

«Рамаяна» Вальмики — это большая эпическая поэма, которую некоторые считают источником «Иллиады». В ней описывается жизнь Рамы, аватары Вишну. Любимая жена Рамы, Сита, была похищена Раваной, вероломным правителем Ланки, или Цейлона. Собрав армию обезьян, птиц и других животных, Рама, с помощью обезьянего короля Ханумана, одолевает Равану вместе с его полчищами злых ракшасов и спасает Ситу. Гороскоп Рамы представляет прекрасный пример индийской астрологии. Вальмики помещает его в девятнадцатой главе «Балаканда». В нем приводятся следующие данные: «Рама родился в Катаке с находившимися там Чандрой (Луной) и Гуру (Юпитером), Сани (Сатурном) в Тхуле, Куйа (Марсом) в Макаре, Шукрой (Венерой) в Меене, Рави (Солнцем) в Меше, Буддхой (Меркурием) во Вришибхе». Это в переводе означает, что Рак восходил в соединении с Луной и Юпитером, находившимся в том же знаке, Сатурн был в Весах, Марс — в Козероге, Венера — в Рыбах, Солнце — в Овне, а Меркурий — в Тельце. Голова Дракона, согласно вычислениям, находится в Стрельце. По мнению Сефариала, вполне возможно, что это гороскоп человека, родившегося до 3102 года до н.э. В таком случае он может быть одним из наиболее ранних гороскопов, которые имеются для публичного исследования.

В заключение следует заметить, что астрология индусов отличается от астрологии Птолемея одной специфической чертой. Восточные вычисления основаны на том, что называется естественным зодиаком, в то время как западные народы основывают свои вычисления на том, что называется воображаемым зодиаком. Прошло около 1400 лет с тех пор, как эти два зодиака были совмещены, и сейчас расхождение между этими двумя системами составляет всего лишь каких-нибудь 20 градусов. Следовательно, восточный зодиак на 20 градусов отстает от птолемеевского и при применении индусских ключевых обозначений к гороскопам, составленным по западной методике, следует принимать во внимание эту разницу.