Мэнли Пальмер Холл
АСТРОЛОГИЯ: КЛЮЧИ К ПОЗНАНИЮ

История астрологии

Астрология арабов

Астрология основана на том принципе, что все изменения, происходящие в подлунном мире, то есть аристотелевское «зарождение и разложение», находятся в тесной связи с определенной природой и движением небесных тел..
Энциклопедия ислама


Искусство и науки всегда процветали под звездами и полумесяцем ислама. Арабы обладали необычайной способностью к учению и, как и китайцы, создавали свои социальные и культурные системы на прочной основе знаний. В Средние века пагубное влияние теологии распространилось на большую часть христианского мира; надоедливые тунеядцы-священники практически лишали восточные страны каких бы то ни было следов классического учения. На протяжении веков Европа находилась в состоянии невероятных суеверий и невежества. Надменные, самонадеянные правители и властолюбивое духовенство, к общему несчастью, находились в сговоре. И только после завоевания маврами Испании знания культура и прогресс вновь возобладали над эгоизмом узколобой и пустой знати и слепых приверженцев священнослужителей. Со всех уголков Европы в университеты мавров начали стекаться люди, жаждавшие знаний и длительное время отрицавшие то умственное совершенствование, которое необходимо для благосостояния души. Возвращаясь через некоторое время в свои страны, эти ученые создавали школы и клиники для дальнейшего распространения искусства, философии и науки.

Именно от мавританских учителей из Толедо Герард Кремонский получил знаменитый «Канон» Авиценны, который стал великим учебником Европы по звездам и медицине. Человек преодолевал большие расстояния в поисках мудрости: например, Абелард из Баса переоделся в ученика Магомета и отправился в путешествие на учебу в университет Кордовы, где получил от арабских мастеров копию книги Эвклида «Элементы», которую он перевел и которая была широко распространена в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Астрология, которая покорила Италию на тысячу лет раньше, вновь триумфально вернулась в Европу с маврами. Она находилась в основе их научных книг и считалась весьма ценной и существенной частью их курса обучения. Из Испании астрология быстро распространилась вначале в одну страну, затем в другую и так до тех пор, пока она, приукрашенная арабскими замысловатостями и сложностями, не стала общепризнанной и не заняла высокое положение во многих центрах обучения.

Многочисленные и великолепные правители Аравии были по большей части покровителями образования и культуры. Они тратили свои огромные состояния на собирание библиотек и рассылали ученых во все страны мира в поисках знаний. Они воздвигали обсерватории, разрабатывали оптику и составляли каталоги звезд. Об Аль-Мансуре, основателе Багдада, говорят, что когда он победил армию греческого императора Михаила III, он не попросил ничего кроме копий научных и философских книг наилучших греческих авторов. Знаменитый калиф Аль-Рашид, в славе и мудрости уступающий лишь Соломону, увлекался оккультными искусствами, и его сказки из «Тысячи и одной ночи» изобилуют упоминаниями астрологии и астрономии. Из рассказов Шехерезады мы узнаем о славе и почестях, воздаваемых науке о звездах как знатными людьми, так и простонародьем. Аль-Мамун, прославленный сын знаменитого Аль-Рашида, приказал перевести книги Птолемея по астрономии и астрологии на арабский язык, и в настоящее время общепризнано, что калиф — «человек, глубоко разбирающийся в литературе и науке», — сам лично занимался астрологией и часто применял ее для разрешения трудных государственных задач.

Мы уже упоминали о важной роли, которую астрология играла в расцвете Оттоманской империи. Английский астролог Рафаэль приводит несколько примеров предсказаний и советов, данных императорам его рода. Рафаэль подводит итоги исторического обзора астрологии и магии следующими словами: «Поскольку эти науки были распространены среди разных арабских племен и весьма почитались в Египте, несомненно, что уважение, которое питали к ним арабы в целом, в большой степени способствовало успеху Мухаммеда. В его жизни было немало благоприятных предсказаний многих прославленных астрологов его времени и среди прочих — предсказания Экея, который предупреждал дядю Пророка, что все обстоятельства его младенчества свидетельствуют о том, что мальчик в высшей степени необыкновенный и что его жизнь следует неусыпно и с большой бдительностью оберегать. Известно также предсказание другого, не менее знаменитого в этом искусстве астролога, который, будучи представленным Мухаммеду в Бассоре, взял Мухаммеда за руку и, не помня себя от радости, воскликнул с благоговейным восторгом: “Вот Повелитель Мира, Благословение Вселенной!”».

Кажется наиболее подходящим поместить здесь гороскоп Мухаммеда, Пророка ислама, «Надежды всех народов». Карта составлена в соответствии с восточным методом и традицией и воспроизводится по трудам профессора Б.Сарьянарана Роу. Время рождения Пророка записано как понедельник, 20 апреля, 571 г. н.э., 1 час 25 минут и 35 секунд ночи в Мекке.

В своем толковании этой карты доктор Роу описывает красноречие и зажигательность, которыми обладал этот великий лидер благодаря соединению Юпитера и Сатурна в одиннадцатом доме. Он также отмечает, что хвост Дракона в двенадцатом доме «показывает его развитый ум, или божественную мудрость, и окончательное освобождение он получит благодаря своей великой мудрости и внутреннему развитию».

Переведенная на английский язык, но не пересчитанная карта Мухаммеда состоит из следующих элементов: восходящий Козерог; Венера и Меркурий — в Рыбах; Солнце и Марс — в Овне; голова Дракона — в Близнецах, а хвост Дракона — в Стрельце; Луна — в Весах, в оппозиции с Солнцем; Юпитер и Сатурн — в Скорпионе; при этом Сатурн, будучи управителем ассенданта вместе с Юпитером, расположен весьма благоприятно для власти и общественного признания.

Астрология арабов происходит из множества весьма разрозненных источников. Считается общепринятым, что свое греческое наследие она получила в основном от Птолемея, Веттия Валента, Доротея Сидонского, Тосера и Антиоха. Значительная часть была заимствована из пехлевийских и индийских книг и из устной традиции Месопотамии, Сирии и Египта. В своей астрологической философии мусульмане, по существу, эклектичны. Они построили свою науку на синтезе разнообразных старых систем, но в одном пункте они отошли от них. Они усовершенствовали математический аспект астрологии, достигнув высокой степени точности в сферической тригонометрии и других передовых математических науках. Арабы также изобрели многочисленные таблицы для вычисления натальных карт и свели обширные астрологические знания к обычной систематической процедуре. Они сформулировали множество терминов, которые используются сейчас в астрологической литературе, создали большой словарь, позволяющий различать определения терминологии этой науки и других форм учений. Арабские астрологи стали искусными не только в натальной астрологии, но и в предсказаниях, касающихся городов, рас, религий, и в прочих земных видах мунданной, хорарной и элективной астрологии.

Специальное название астрологии у мусульман — «Наука о звездных законах». Астрологов называли «Аль-Ками» или «Мунаджаджим», последнее название тоже означает «астролог». До девятнадцатого столетия нашей эры не было определенного различия между астрономом и астрологом и предполагалось, что каждый обладал теми же знаниями, что и другой. Арабы признавали важность астрологии и физиологии в медицине. В этом они придерживались мнения Гиппократа и внесли значительный вклад в знания о планетарных циклах, критических периодах и критических днях. Мнение арабов в этих вопросах передается европейским астрологам в книге Кальпепера. Этот известный астролог, врач и травник большую часть этой работы позаимствовал из трактата «О критических днях» арабского врача Абрахама Авенецера.

Интересная информация об астрологии арабов содержится в предсказании о рождении Чингисхана и завоевании мира татарами, которое приводится английским астрологом Сефариалом: «Профессор Браун, автор перевода “Чахар Макала”, или “Четырех речей Низами-и-Аруди из Самарканда”, упоминает пророческую поэму, приписываемую Авиценне (Ибн-Сине), в которой по соединению Сатурна и Юпитера в знаке Козерога предсказывается татарское нашествие. Ибн Аби Усаибия упоминает другую поэму на эту же тему того же автора, которая, как он говорит, была переписана ему персидским торговцем и которая начинается словами: “Когда Марс восходит с земли Вавилона и две несчастливые планеты находятся в соединении, — берегись, берегись! Тогда должны произойти великие события, и татары должны вторгнуться в Вашу страну”. Относящееся к пророчеству соединение Сатурна и Юпитера в знаке Козерога, которое было единственным при жизни Авиценны, должно было случиться в 984 г. н.э., потому что Авиценна родился в августе 980 г. н.э., а умер в 1037 г. “Две несчастливые планеты” — это, конечно, Марс и Сатурн, но упоминания о дате соединения знаков нет, так как это довольно частое явление для того, чтобы его фиксировать. Я особо интересовался соединением великих планет — Сатурна и Юпитера — и мог сделать единственный вывод, что Авиценна должен был иметь доступ к записям, которые показывали, что соединение произошло четыре года спустя после его рождения. Поэт-астролог сразу же понял, что эта конфигурация имеет первостепенное политическое значение, и использовал свою способность толкования его символов с удивительной точностью, как показал ход исторических событий.

В своих записках профессор Браун обращает внимание на предсказание персидского поэта Анвари, “который предсказал великую бурю по случаю соединения пяти планет в знаке Весов, 29 джумада, в 582 г. н.э., что равнозначно 16 сентября 1186 года н.э. Та ночь оказалась исключительно спокойной, и Анвари был преисполнен иронии по отношению к своему предсказанию; но позже обнаружилось, что правитель татар-опустошителей, Чингисхан, родился именно в ту ночь. Считается, что именно этот великий ураган предвидел Анвари, но природа его пророчества была не понята”.

Интересно заметить, что я обнаружил следующее: 16 сентября 1186 г. н.э. Солнце было в Весах, Луна уже два дня как вышла из соединения, но все еше была в Весах, ее широта была равна 29°14'; Сатурн был в Весах, его широта была 5°20'; Юпитер — в Весах, 1°02'; Марс — в Весах, 10°04'; и таким образом, “в знаке Равновесия (Весах) находилось пять планет”. Уран был в Тельце, 24°46'; Меркурий — в Деве, 15°35', и Венера — в Деве, 16°26'. В Хронологии Блэра я нашел такое вступление: “1186 год — великое соединение Солнца и всех планет произошло в этом году 14 сентября”. Молодая Луна 14 сентября находилась поблизости от Сатурна, Юпитер и Марс представляли собой самое удивительное зрелище из тех, какое когда-либо наблюдали. Поэтому персидский астролог-поэт и был так уверен в предсказании “великого урагана”».

По приведенным выше заметкам Сефариала мы составили приблизительный гороскоп Чингисхана. Удивительное соединение планет в знаке Весов прекрасно подтверждает его необычайную экстраординарность, когда, поднявшись из безвестности и не обладая преимуществами образования, человек становится одним из величайших организаторов, военным гением и политической силой, которую вряд ли когда-либо знал мир. В рассказах о Чингисхане по большей части опускаются оккультные аспекты его карьеры. Он пришел к власти в начале тринадцатого столетия, в это время Европа жила в надежде на золотой век и ожидалось Второе пришествие Христа.

Чингисхана называли «сыном Солнца и Луны», и империя, которую он основал, называлась «Мудрым правлением», или «Правительством мудрости». Великий хан носил титул «Императора всего человечества», и монголы верили, что хан был создан с помощью чуда и что через него Бог может наказать человечество за грехи, которое оно совершало во имя религии и справедливости. Мать Чингисхана объявила его «сыном Божественного Света». Рэнкинг в своих исторических исследованиях Мексики так описывает рождение Чингисхана: «Его мать, оставшись вдовой, жила уединенно; но некоторое время спустя после смерти ее мужа Дуян Бьяна она поняла, что беременна. Родственники покойного мужа заставили ее предстать за свое преступление перед главным судьей племени. Она храбро защищала себя, заявив, что не знала ни одного мужчины; но что однажды, когда она беспечно лежала на своей постели в темной комнате, появился свет такой яркий, что ослепил ее, и что он трижды входил в ее тело, и что если она не принесет миру тройню, то готова подвергнуться самому суровому наказанию. Родились три сына, и правительницу признали святой».

Эта легенда по своей сути аналогична легендам об Иисусе и Будде, аналогичную историю рассказывают также о Тамерлане, потрясшем землю. Когда родился Чингисхан, астрологи, которых позвали, провозгласили, что в мир пришел святой Человек, дальнейшим подтверждением чего был красный камень, который он сжимал в руке при рождении. Таким образом, этот гороскоп, если он правильный, можно также рассматривать как образец натальной карты Аватара.

Согласно Якобу Эбботу, некий астролог по имени Суджуджин был главным министром и астрологом отца Чингисхана. Именно этот астролог, который был также и дальним родственником вождя, предсказал, что когда Чингисхан вырастет, он станет великим воином, победит всех своих врагов и завоюет самые отдаленные уголки земли; и в конце концов станет ханом Татарии. Когда Чингисхан был еще маленьким ребенком, старый астролог умер и его сын Карашер был назначен охранником и инструктором будущего завоевателя. Карашер обучал молодого вождя тем искусствам и наукам, которые он считал необходимыми для человека великой судьбы, предсказанной ему звездочетом Суджуджином.

Интересное свидетельство, относящееся к астрологии Чингисхана, можно найти в «Общей истории Китая» Герберта Х.Гауена. В разгар своих завоеваний «монгол был поражен неблагоприятными соединениями планет, которые предвещали приближающуюся смерть. Он направился на запад, но достиг лишь Сигейга в Кансу, когда его свалила болезнь. После этого в лагере в провинции Шанси... Чингисхан умер в возрасте 65 лет». Согласно директивной астрологии Набила, хан умер при квадрате прогрессирующего Урана с Луной, в то время как Нептун, прогрессируя, также образовал оппозицию к Луне в десятом доме.

Кублай-хан, правнук Чингисхана, был великим покровителем науки, литературы и искусства. Ему мы обязаны появлением нескольких великих астрологических инструментов, которые хранятся сейчас в обсерватории в Пекине. Он вдохновлял европейских священников и принимал тибетский буддизм, признавая его полезным инструментом цивилизации своего народа. Однажды в его владениях произошел мятеж, и большую часть противоборствующей ему фракции составляли христиане. Своей тонкой стратегией Кублай поразил мятежников. Он схватил и разоружил их и приказал, чтобы всем им, составлявшим около пятнадцати тысяч, зачитали в его присутствии смертный приговор. Сидя на спине большого слона, Кублай-хан призвал к тишине и обратился к христианским пленникам со следующими словами:

«Несмотря на то что я признаю свою победу, этот день был днем славы, воли и благосклонности моих богов: Солнца, Луны и звезд, неизменно пребывающих в благословенных Небесах; но поскольку плененные подсудимые, большинство из которых христиане, предстали предо мной не только обезоруженными, но и осмеянными, и ставшими предметом насмешек и иудеев, и мусульман и всех других, осыпающих их оскорблениями вместе с их Богом Иисусом, который когда-то был водружен на крест его же праотцами; так вот, несмотря на то что они противостояли мне в сражении и что такое множество их знамен лежит здесь у моих ног; однако все разнородные и разноязычные, которые живут под моим началом и властью, пусть знают, что мы по своей милости можем как миловать, так и наказывать. И с этого дня и далее мы запрещаем как-либо осмеивать кого-либо из этих пленных христиан и строжайше повелеваем всем народностям, подвластным нам, к какому бы роду или религии они ни принадлежали, чтобы они не оскорбляли, не унижали и не притесняли их под страхом лишиться своих рук и быть позорно наказанными прутьями. Главной причиной, вынуждающей нас убедиться, чтобы все это было в точности выполнено, является не что иное, как их Бог Иисус, который высоко ценится и почитается нами, являясь одним из величайших среди небесных божеств, исполненных беспристрастности и справедливости».