Мэнли Пальмер Холл
АСТРОЛОГИЯ: КЛЮЧИ К ПОЗНАНИЮ

История астрологии

Астрология как религия

В первой декаде знака Девы в соответствии с наиболее древними традициями персов, халдеев, египтян, Гермеса и Эскулапа видна молодая женщина, которую на персидском языке называют Секлендос де Дарсама; это имя переводится на арабский язык как Адренадефа, то есть целомудренная, чистая, незапятнанно девственная, с прекрасной фигурой и приветливым лицом, со скромным видом, длинными волосами, держащая в руке два колоса, сидящая на троне, кормящая сосущего грудь младенца, которого некоторые называют Иисусом и которого по-гречески мы называем Христом..
Абумашар


Предмет астрологии поддается классификации по трем общим разделам. Религиозный аспект астрологии более правильно следовало бы называть астролатрией; научный аспект — астромантией. Принято считать, что халдеи и другие древние народы создали свои религиозные учения преимущественно на основании наблюдения небесных тел и их периодического влияния на земные дела. Один писатель говорит: «Установлено совершенно точно, что именно на ранних стадиях развития Земли человек создал свою религию на основе своего небесного окружения и, наблюдая ход звезд, выработал схему, которая дошла до нас практически нетронутой через шестьдесят веков». Было бы ошибкой предполагать, что современные религии очень далеко отошли от своих старых учений, поскольку легенды о языческих богах и христианских святых в равной степени основаны на движении и порядке звезд. Альберт Великий писал об Иисусе, что «все загадки Его Божественного воплощения и все тайны Его чудесной жизни, начиная с Его зачатия до Его восхождения, можно найти в констелляциях и вычислить по звездам, которые говорят о них». То, что католическая церковь признавала, что ее собственные религиозные верования имеют астрономическую основу, совершенно очевидно из следующего: «Во времена Льва I некоторые из отцов церкви говорили, что “торжество (христианства) пришло в меньшей степени благодаря рождению Христа, чем благодаря возвращению и, как они выражались, новому рождению Солнца”». Лев I, прозванный Великим, занимал святой престол с 440 до 461 г. н.э. Близость этого периода к началу становления церкви придает дополнительный вес этому высказыванию.

Религии древних были скорее философией, чем системами теологических споров. Храмы были также одновременно и университетами, и пророческие аспекты учений начали игнорироваться не ранее чем наступил упадок классической античности. Следовательно, изучая небеса, можно восстановить те системы верований, которые были главенствующими в ранних цивилизациях и которые позже были искажены, что породило неразбериху, крайним примером которой в настоящее время могут служить церковники и духовенство. «Чистая практика небесной философии, — пишет Альфред Дж. Пирс, — со временем превратилась в поклонение небу, или сабеизм, а далее в идолопоклонство, или поклонение образам, которые находили похожими на определенные качества планет, в честь которых они были установлены. Вначале люди начали приписывать эффекты, которые, как они думали, производились небесными телами, силе богов или демонов, подчиненных великой Первопричине, величие которой постепенно терялось. Некоторые авторы сомневаются, были ли боги древних названы в честь планет. Такое сомнение может зародиться лишь в умах тех особ, которые изучали только труды поэтов Греции или Рима. И оно рассеивается при должном изучении мифологии древних жителей Индии, Финикии и Египта».

В античные времена школы божественных небесных мистерий существовали у каждого цивилизованного народа. Созвездия и планеты, видимые в полночном небе, были представлены на земле местами поклонений: усыпальницами и храмами философского учения — школами внутренней мудрости. Существовало 12 последовательных великих мистерий, каждая из которых брала свое начало от той иерархии зодиака, из которой она проистекала.

Обряды ариев, или Небесный Рам, происходили в храме Юпитера Аммона в пустыне Ливии; обряды Тельца — в египетских мистериях Сераписа, или жертвоприношениях Небесному Тельцу; обряды Близнецов, в которых в определенной церемонии воспевались Кастор и Поллукс — Диоскуры, — в Самофракии; обряды Рака — в Эфесе, где почиталась Диана; обряды Льва — в оргиях Бахуса и Диониса греков; обряды Девы — в Елисейских мистериях в Аттике и христианских ритуалах Девы Марии. В Индии Деву называли «Дурга», богиней, обладающей большой властью и достоинством. Обряды Весов, в частности, связаны с Римской католической церковью, и изображение Весов папа носит в качестве одного из основных украшений. Обряды Скорпиона находим в мистериях Апокалипсиса и церемониалах сабазийцев. Обряды Стрельца содержатся в мистериях центавра, Хирон, принадлежавший к одной из этих исчезнувших рас, был ментором Ахиллеса. Обряды Стрельца происходят из Атлантиды, так как Посейдон, повелитель моря, был также и покровителем лошадей. Обряды Козерога были мистериями вавилонян, и составное тело морского конька означает, что они были почитаемы в городах-близнецах Вавилоне и Ниневии. Мистерии Водолея, древнего водного человека, принадлежат к мистериям Ганнимеда, виночерпия Зевса и повелителя Неба — хранителя тех вод, которые находятся между Небом и Землей. Они также подразумевают ритуалы Священного Грааля. Обряды Рыб представляют собой обряды Рыб-богов, Оана и Дагона, поскольку, как пишет святой Августин: «Есть священная рыба, которая была сварена и съедена грешниками для спасения их душ». Рыбы также являются знаком Всемирного потопа, когда воды неба обрушиваются на землю и отмечают завершение кальпы, или цикла проявленности, когда мир прекращает свое проявленное существование и Создатель на своем змее облетает поверхность, преданную забвению.

Подобным образом почитались и планеты, и семь чудес Древнего мира были воздвигнуты первостроителями как памятники небесным Странникам. Колосс Родосский был алтарем Солнца, храм Дианы в Эфесе был посвящен Луне, великие пирамиды — Гермесу, или Меркурию, висячие сады Семирамиды — Венере, мавзолей Галикарнаса — Марсу, статуя олимпийского Зевса — Юпитеру, а маяк Александрии — Сатурну.

Средневековые каббалисты делали многое в соответствии с этими аналогиями, провозглашая, что это является свидетельством универсального распространения небесных мистерий. Таким образом, в то время как человеческая концепция происхождения планет и созвездий зодиака наряду с формами, которые он им приписывает, должна остаться неразрешенной загадкой, учения, основанные на расположении звезд и перемещении планет по домам неба, возникли, чтобы наиболее существенным образом влиять на дела людей. Древние астрологи были мудрее, чем их современные преемники, так как обладали тайной учения, относящегося к мистериям созвездий. Если это учение восстановить вновь, оно могло бы значительно прояснить все слишком усложненные моменты современной жизни, а также возродить астрологию в ее истинном положении — почетном положении краеугольного камня в здании человеческого образования. Как язычники, так и христиане объединены астрологией, поскольку все верования — возможно, за исключением лишь некоторых примитивных форм — имеют астрологическое происхождение. Один этот факт может способствовать развитию терпимости в делах религии и склонить нас к изучению тайной науки звезд, чтобы получить пользу от своих относительных открытий.

Мифы древних народов часто толкуют с помощью определенных астрологических ключей. Порой Осел в баснях рассматривается как Сатурн, Юпитер считается сыном Орла, Марс — Волком, Солнце — Львом, Венера — Голубкой, Меркурий — Драконом, а Луна — Быком. Также Плеяды называются Голубками, а Гидрой назвался драконий дух Меркурия в знаке Девы. Следовательно, мы можем лучше понять слова Оригена, который говорил: «В Египте философы имеют грандиозные тайные знания природы Бога, которые они открывают людям лишь в виде басен либо аллегорий». Восемь богов Зенократа — это пять планет, Солнце, Луна и небосвод.

Мировые религии подвержены сильному влиянию прецессии, в результате которой ежегодное рождение Солнца происходит в новом зодиакальном созвездии каждые 2160 лет. Согласно астрологической религии древних, Солнце ежегодно воплощается в форме, или теле, соответствующей зодиакальному созвездию, которое Солнце занимает в день весеннего равноденствия, то есть в точке своего перехода из южного в северное полушарие. Пирс, например, верит, что Будда в действительности представлял мощь Солнца, служа миру в том столетии, когда точка весеннего равноденствия находилась в Близнецах. Меркурий является управителем Близнецов; следовательно, Солнце в своем равноденственном величии принимает образ этого «справедливого человека» и через него показывает Закон. «Борьба между Буддой (Меркурием) и Марой (Марсом) находится в строгой гармонии с астрологическими принципами, так как Марс всегда находится во враждебных отношениях с Меркурием; и победа, которую одержал Будда над мирскими обольщениями и “ужасной сетью” сонма Мары, однозначно предполагает победу Спасителя над Сатаной».

Позже, когда точка весеннего равноденствия оказалось в созвездии Тельца, это возвестило, что Бык этого года пробил своими рогами годовое яйцо. Озирис был Богом-Солнцем, и когда он принял форму Небесного Быка, было объявлено, что он родился в теле этого животного. По этой причине астрологи, составляя ежегодный гороскоп Египта, выбирают время воплощения бога, обеспечивая себе его милость. В Индии бог Шива ехал верхом на большом белом быке Нанди, а дети Израиля приносили жертвы золотому тельцу, так как они вышли из Египта в год Быка.

В карибских обрядах посвящаемые стояли под специально изготовленной жертвенной решеткой и купались в крови быков, приносимых в жертву. В елисейских обрядах кандидаты приносили тайные клятвы, стоя на шкурах быков, только что принесенных в жертву. В митраистских мистериях Митра — солнечный Бог-Спаситель — изображается всаживающим свой меч в сердце быка, чтобы напомнить посвящаемому философу, что таинственной жизненной силой, которой питается Природа, является кровь Тельца. Оксфордский университет получил свое название в честь Небесного Быка, поскольку митраистские и друидские фигуры этого животного были найдены в окрестностях этого учебного заведения. Предполагается также, что кровоточащее сердце, обращающее на себя столь заметное внимание среди символов римского католицизма, было первоначально сердцем быка, но когда после весеннего равноденствия пришел черед агнца, сердце быка заменили сердцем этого животного.

В этом веке, в течение которого точка весеннего равноденствия находилась в Овне, солнечное божество было представлено златокудрым юношей, державшим в одной руке ягненка, а в другой руке бич пастуха. Еще за тысячу лет до рождения Христа язычники обожествляли этот символ жизни и красоты. В день равноденствия они собирались на площадях перед своими храмами, выкрикивая хором: «Приветствуем тебя, Божий Агнец, который забрал грехи мира!» Юпитер Аммон изображен с рогами овна во лбу, и Моисей Микельанджело украшен так же. Юпитер-Пан, Повелитель мира — символ возрождающей силы Солнца, — был представлен в виде овце-человека. В греческом мистицизме золотое руно непосредственно связано с ритуалами ариев. Это руно является «руном мудрости», такое же руно они натягивали на глаза глупцов. Согласно Задкиелю, «Солнце у ариев называлось Кришна, откуда, вероятно, произошло халдейское “креса”, трон, или место власти; что намекает на власть Солнца у ариев, его возвышение, от которого греки образовали “крит”, бык».

По прошествии 2160 лет в знаке Рам (Быка), вращение небес привело к точке весеннего равноденствия в знаке Рыб, и в этот период Свет мира появился в виде Рыбака. Мир только что прошел через цикл Рыб, который по своей природе был веком тяжелого труда и родовых мук, так как Рыбы, являясь последним знаком Зодиака, служат небесным инструментом воздаяния. Новый век Водолея, который должен наступить, является веком мистицизма и изобретательства, эрой Небесных вод, когда Бог мира появится одетым в электрическое одеяние, изливая свои божественные энергии потоком звезд из рога Небесного Водолея.